Статьи

С чего начать? Этот вопрос возникает в головах тех энтузиастов, которые прочитали одну или более книг по бережливому производству и готовятся к практическому внедрению. И при этом им хочется услышать об успешном опыте. Предлагаю для обсуждения план стартового этапа, который был успешно осуществлен в 2006 году на конкретном российском предприятии без привлечения внешних консультантов и без создания специального подразделения. План состоит из пяти пунктов: Предварительное обследование бизнес-процессов, Формирование рабочей группы проекта, Предварительное обучение рабочей группы проекта, Определение целей проекта и путей их достижения, Описание и анализ бизнес-процессов. После прочтения, у Вас наверняка будут вопросы. Задавайте, обсудим в деталях.

«Диагноз!

Если обобщить, то отсутствие единства в топ-команде - есть ключевая проблема компании (не считая дел, в которые Вы сейчас погружены).  По-сути, это болезнь, может для кого-то скрытая, которая может развиться и поразить все сферы (процессы) предприятия.  Не решив эту проблему, мы не сможем повысить уровень качества и эффективности менеджмента в целом. Не повысив качество и эффективность менеджмента, мы не повысим эти показатели у процессов, которые ответственны, в конечном счете, за качество продукции и эффективность всей деятельности (за прибыль и отношения с клиентами).

В последнее время, с полгода, стал пешеходов пропускать. Не только на переходах, а везде. Не из-за штрафов, нет - интересно наблюдать, что с людьми происходит. Кто-то продолжает топать, не повернув головы, словно я ему по жизни обязан. Но с большинством что-то происходит... Часто улыбаются, кивают головой. Девчонки, бывает, и помашут - озорно так, одними пальчиками. Степенный дядька один кивнул с достоинством и шляпу приподнял. А я и внимания не обращал, что кто-то еще в шляпах ходит! Мамы с детишками иной раз на меня им указывают (думаю, учат: вот вырастешь большой, почаще мой машину, не как тот дядя).

 

Данная статья посвящена документу, который является одним из прикладных инструментов управления, применявшихся автором и прошедших проверку практикой на целом ряде отечественных промышленных предприятий. В производственном обиходе он получил рабочее название «Экран качества» (здесь и далее для краткости будем использовать аббревиатуру ЭК). Приведенные в статье документы заимствованы из реальной производственной жизни (где они не только прижились, но и доказали свою полезность) и представлены без всякого «макияжа». (Незначительные изменения произведены лишь в ссылках документов друг на друга, для повышения удобочитаемости.)

Приведена субъективная оценка эффективности ЭК. Описаны трудности, возникавшие при его использовании, и реакция подчиненных и коллег на его применение.

 

Предлагаем вниманию наших читателей и рекомендуем блог о проблемах бережливого производства и производственном менеджменте -  LeanInfo.ru. Авторы блога публикуют на своих страницах большое количество полезной информации о событиях, имеющих отношение к тематике ресурса, а также современных технологиях преподавания дисциплин бережливого производства и производственного управления.

Было независимо опрошено 34 человека, включая топ-менеджеров. Это расширенный состав Рабочей группы проекта «Бережливое Предприятие». Анкета состояла из 27 вопросов. Привожу анонимные ответы на первые 6 вопросов. Ответы на разные вопросы идут в одном и том же порядке. Т.е. первый ответ на все шесть вопросов сделал один и тот же человек. И т.д. Опрос был сделан в июне 2006 года. Позже были и другие опросы. Фактически, по ответам мы получили автопортрет Рабочей группы. Люди согласились устранить анонимность, все узнали мнения коллег.

На какой стадии находится Ваш руководитель? Готов ли он к переменам, осознает ли он проблемы? Он полностью уверен в том, что его накопленный опыт поможет ему изменить компанию? Он верит в то, что консультанты ему помогут, но не готов им много платить? Или он ищет хороших консультантов? А может он понял уже, что консультанты не волшебники? Эту шкалу можно представить как многоэтажное здание. Каждый этаж – уровень зрелости. Мне пришла мысль сделать эту таблицу для того, чтобы руководители нашли свой этаж и увидели перспективу. Не судите строго, можно было и получше продумать, но это было сделано за пару часов и для конкретного человека.

«Я продолжу, если Вы не возражаете.

Есть несколько конкретных моментов, по которым уже необходимо ваше личное участие как первого лица компании:

1. В середине апреля я разослал достаточно широкой группе информацию о том, что на сервере есть файл для регистрации всех проблем и пожеланий, которые требуют участия руководства или других подразделений. Неоднократно я об этом напоминал людям устно. Некоторые что-то записали туда, потом все затихло. Если записи в этот файл будут интересовать только меня, наверное мало кто туда будет записывать. Если же это станет частью обновляющейся корпоративной культуры, если Вы и другие руководители постоянно будут говорить людям, что ВСЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОЖЕЛАНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПРИНИМАТЬСЯ К РАССМОТРЕНИЮ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ В ЭТОМ ФАЙЛЕ, то наверное этот воз сдвинется с места.

Одно из писем генеральному директору в начале Лин-проекта (май 2006):

 

В нашем общении (в рамках данного проекта и без всякий рамок) самое главное честность и открытость. Очень хорошо, что Вы сказали, это как пример, что главный инженер мыслит или мыслил это как некие "заморские штучки". Я конечно и сам не слепой, но дополнительная информация не помешает. А еще лучше, чтобы он сам мне сразу говорил.  Для меня самая важная информация, это отношение человека. Потому что здесь проявляется система ценностей человека, на которой базируется его мышление, его поведение. По отношению человека к чему-либо можно понять, к чему он стремится и от чего хочет уйти, что для него хорошо и что для него плохо.

 

В отличии от многих цивилизованных стран Россия, практически пропустив эпоху малого бизнеса (магазинчиков, кафе, лавочек и пр.), сразу шагнула в мир холдингов и корпораций. Мы пропустили самый важный этап - когда человек работает сам на себя. Именно на этом этапе, когда утром ты сам открываешь свою булочную, а потом весь день проводишь в общении с покупателями, вырабатывается правильное, профессиональное отношение к своему бизнесу.